Напишите нам

Поиск по сайту

Среди всех вызовов, поступающих на станцию скорой помощи по поводу внезапных заболеваний, сердечно-сосудистые нарушения составляют около 30%, из них острые нарушения ритма – 20%. Новокаинамид, строфантин и другие антиаритмические препараты, применяемые в течение многих лет, малоэффективны или обладают нежелательным побочным действием. Поэтому вполне понятен интерес врачей скорой помощи к новым лекарственным средствам, нормализующим сердечный ритм.

По современным представлениям, в сложном механизме расстройств ритма сердца важное место отводится нарушениям минерального обмена и изменению биохимизма миокарда, наступающим в результате потери ионов калия и магния, а также вследствие повреждающего действия катехоламинов. В связи с этим наше внимание привлекли сравнительно новые препараты, такие как панангин, изоптин, и обзидан. Аспарагинат калия и магния обусловливают антиаритмический эффект панангина. Изоптин обладает коронарорасширяющим и противоаритмическим действием, воздействуя на ионный обмен и b-адренорецепторы (Б.Е. Вотчал и соавт.; В.Л. Дощицин; И.М. Швецов; Е.И. Чазов; Флекенштейн А.). Индерал (обзидан) блокирует b-адренорецепторы, устраняя вредное влияние катехоламинов на сердце, что проявляется в отрицательном инотропном и хронотропном действии (В.Б. Исаченко и соавт.; Л.В. Розенштраух).

О применении данных препаратов при острых нарушениях ритма сердца в условиях кардиологической скорой помощи имеются немногочисленные сведения (А.А. Кедров; Л.Б. Лазебник и соавт.; Е.Н. Спирина), что и побудило нас к настоящему исследованию.

Под нашим наблюдением находились 214 больных от 17 до 83 лет с различными, преимущественно острыми или пароксизмально протекавшими нарушениями ритма; преобладали женщины (128).

Наиболее часто нарушения ритма развивались у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) на почве атеросклероза коронарных артерий (105), гипертонической болезнью в сочетании с атеросклерозом (59), ревматическими пороками сердца (19), вегетативно-сосудистой дистонией (31). В 6 случаях имел место аритмический коллапс, в 2 – острый отек легких. Провоцирующими факторами являлись алкогольная интоксикация (7), введение лекарств – 4 (атропин – 1, эуфиллин – 2, сердечные гликозиды – 1), электроимпульсная терапия (переход параксизмальной тахикардии в экстрасистолическую аритмию) – 1, нервно-психическое или физическое переутомление и др.

По видам нарушений ритма больные распределялись следующим образом: пароксизмальная тахикардия – 123 (из них наджелудочковая форма – 120, желудочковая – 3), пароксизмальная мерцательная аритмия – 66, стойкая форма мерцательной аритмии с учащением ритма – 8, экстрасистолия – 12, синусовая тахикардия – 5

В большинстве случаев (65,4%) противоаритмические препараты вводились в первые 4 ч. с момента развития приступа, нередко после безуспешного применения сердечных гликозидов (60%), новокаинамида (11,6%), папаверина, эуфиллина, гипотензивных, седативных средств. До и после введения препаратов регистрировались артериальное давление, пульс и ЭКГ.

Панангин был применен у 52 больных с различными нарушениями ритма в дозе 10-20 мл внутривенно струйно медленно. Только у 5 больных его вводили в сочетании с новокаинамидом (при пароксизмальной тахикардии – у 4 и мерцании предсердий – у 1). Положительного эффекта от введения панангина удалось достичь у 21 из 52 (40,3%) больных, причем у 4 прекращение приступа и восстановление ритма были временными. У 31 (59,7%) больного панангин оказался неэффективным, однако у 7 произошло заметное урежение сердецных сокращений (пароксизмальная наджелудочковая тахикардия – у 1, мерцательная аритмия – у 6). Эффективность препарата снижалась при длительности приступа свыше 4 ч.

Лучшие результаты получены при экстрасистолиях (у 9 больных из 12) и при приступах мерцательной аритмии (у 11 из 26). Данные литературы свидетельствуют, что лучший эффект достигается при лечении экстрасистолических аритмий и пароксизмальной формы мерцательной аритмии, хуже поддаются лечению панангином пароксизмальная тахикардия и особенно стойкая форма мерцательной аритмии (Л.З. Лауцевичус и соавт.; Л.Б. Лазебник и соавт.).

Побочные действия, наблюдающиеся иногда в виде чувства жара, неприятных ощущений в голове, покалывания слизистых оболочек и кожи, зависели, по-видимому, от быстроты введения препарата.

После введения панангина многие больные отмечали исчезновение сердцебиения и уменьшение или прекращение болей в области сердца и за грудиной. Одновременно наблюдалась положительная динамика ЭКГ в виде восстановления положения интервала S-T (у 1/3 больных), нормализации зубцов Т (у 1/4). Артериальное давление имело тенденцию к небольшому понижению (в среднем систолическое давление понижалось на 10 мм).

Обзидан применили у 82 больных в дозе 5-10 мл 0,1% раствора внутривенно струйно в течении 10 минут. Препарат вводили обычно без сочетания с другими лекарствами. Только в 2 случаях при сочетании аритмии с отеками легких обзидан вводили вместе со строфантином. Результаты лечения обзиданом различных нарушений ритма.

Стойкий положительный эффект достигнут у 47 из 82 больных (57%). В 35 наблюдениях тахикардию или тахиаритмию полностью ликвидировать не удалось, но у многих больных (22) произошло заметное урежение частоты сердечных сокращений. Наиболее эффективным препарат оказался при суправентрикулярной форме пароксизмальной тахикардии. Значительно реже удавалось достичь эффекта при мерцательной аритмии, особенно при постоянной ее форме.

Назад в раздел

 

Добавить комментарий




Тесты для врачей

Наши партнеры