Установлено, что около 60% пострадавших с сочетаной травмой поступают в стационар в состоянии травматического и (или) гемор­рагического шока ра той степени тяжести [Хамзин А.Г., 2001]. Сопровождающееся шоком клиническое течение травмы мочевого пу­зыря, сочетающейся со скелетной травмой, ограничивает примене­ние инструментльных методов исследования результаты которых способствуют выявлению повреждения внутренних органов и уточ­нению его локализации. Разная степень тяжести травматического шока, как показывает практика, прослеживается у 80—85% больных с сочетай ной травмой костного скелета и мочевого пузыря. В 40% наблюдений глубина шока достигает 111 - IV степени (табл. 3.4).

Частота шока и выраженность его клинических проявлений определяются повреждением органов разных анатомических си­стем и прежде всего скелетной травмой (политравмой). Этим объяс­няется тот факт, что травму мочевого пузыря на фоне повреждения нескольких органов и костного скелета нередко распознают только в ходе лапаротомии.

Как показывает практика, наиболее тяжелые формы травмати­ческого шока наблюдаются вследствие повреждения костей ске­лета, внутренних органов и черепа с ушибом головного мозга. По нашим данным, травма мочевого пузыря была связана с переломом костей таза в 62% наблюдений, одинаково часто (13%) наблюдалась у пациентов с черепно-мозговой травмой и повреждением внутрен­них органов, у 10% на фоне перелома конечностей.Шок, вызванный обширной травмой костного скелета, органов брюшной полости, является основной причиной поздней диагностики повреждения мочевого пузыря в 13—15% наблюдений. Таких больных доставляют в операционную в крайне тяжелом со­стоянии с клиническими симптомами острого внутрибрюшного кровотечения. Этим объясняется тот факт, что в большинстве экс­тремальных ситуаций разрыв мочевого пузыря распознают в ходе ревизии брюшной полости.