Многочисленные объекты растительного и животного мира содержат поли­сахариды, гликолипиды и гликопротеины, подобные групповым антигенам эри­троцитов человека. Будучи сильными иммуногенами, эти вещества проникают в организм с продуктами питания, вследствие паразитарных инвазий, инфекций, а также в процессе нормального взаимодействия макроорганизма с микрофло­рой кожи, дыхательных путей, мочеполовой системы, желудочно-кишечного тракта. Уместно отметить, что лечение антибиотиками снижает титр изогемаг- глютининов, антибактериальных и антивирусных антител в сыворотке крови. После отмены антибиотиков титр этих антител восстанавливается.

Наиболее распространены в природе группоспецифические вещества АВО, в меньшей степени - Lewis, MNS, Kell. В связи с этим случаи выяв­ления полных или неполных спонтанных антител анти-А, анти-В, анти-Leа, aHTH-Leb, aHTH-Ley, анти-М, анти-N, анти-S и анти-К не вызывают удивле­ния. Они не являются по своему происхождению аллоиммунными в пря­мом смысле, так как образовались в ответ не на аллоантигены, а на гетеро­антигены подобной (схожей) специфичности. Некоторые антитела (aHTH-Leb негативный характер — пополняет контингент лиц с повышенным риском пост- трансфузионных осложнений и других нежелательных последствий, обуслов­ленных антиэритроцитарными антителами.

Приводим два наблюдения, послужившие основанием для высказанного выше предположения.

  1. У донора П-вой, A(II)ccDee, в анамнезе 3 беременности, первая окончилась выкидышем, вторая и третья - нормальными срочными родами, муж A(II)ccddEe, об­наружены полные и неполные анти-Е-антитела. Такие же анти-Е-антитела выявлены у двух ее сыновей: 20 лет 0(I)ccDee и 19 лет A(II)ccDee. У обоих в анамнезе транс­фузий эритроцитов не было (И.С. Липатова, В.И. Червяков [19]).
  2. Мужчине A(II)Rh+ с целью лечения острого миелобластного лейкоза пересади­ли костный мозг сестры A(II)Ccddee, имевшей беременности от резус-положительного мужа. Через 4 недели после трансплантации у реципиента появились полные и непол­ные анти-О-антитела с титром 1 :128, положительная прямая, а затем непрямая про­ба Кумбса, билирубинемия, потемнение мочи. Через 6 недель фенотип реципиента из A(II)Rh+ преобразовался в A(II)Rh- Спустя 3,5 года после трансплантации костного мозга титр анти-О-антител снизился до 1:4 (С.И. Донсков и др. [14]).

Очевидно, что появление анти-Е-антител у двух сыновей в первом случае явилось следствием трансплацентарного проникновения антителопродуциру­ющих клеток матери. Во втором случае анти-Б-антитела появились благода­ря антителопродуцирующим клеткам или клеткам памяти, попавшим в крово­ток реципиента с трансплантированным ему костным мозгом аллоиммунизи- рованной сестры.